Мой прадед
Valerij SURKOV valsur
Previous Entry Share Next Entry
И СПИТ И ВИДИТ
Из книги Иосифа Ильича Игина «Я видел их..» / «Изобразительное искусство», Москва, 1975 г.

  То, о чём пойдёт рассказ, отнюдь не означает, что я взял на себя смелость говорить вообще о режиссерском методе прославленного артиста и режиссера М.М. Яншина.
  Вероятно, я был свидетелем всего лишь одного из многих его приёмов работы с актёрами.



  Узнав, что мне надо рисовать Михаила Михайловича, добрая моя знакомая, актриса драматического театра им. Станиславского Лида Савченко, привела меня на репетицию к себе в театр. Репетицию вёл Яншин.



  В средних рядах полутёмного зала расположилось несколько человек. Мы Лидой устроились среди них так, чтобы видеть сидевшего за режиссёрским столиком, освещённого настольной лампой Михаила Михайловича.
  Мне показалось весьма необычным то, как он работал.
  На сцене передвигались, говорили, танцевали и пели актёры. А режиссёр, уютно погрузившись в кресло... Подремывал.
  — Что же это он? — шепнул я Лиде.
  — А вы наблюдайте, — прошептала она в ответ. — Наблюдайте и в минуты пробуждения рисуйте.
  В этот момент Яншин раскрыл глаза, остановил репетицию и тихо, но так, что всем было слышно, сказал:
  — Этот кусок надо исполнять мягче, теплее, не так крикливо. Повторите.
  Он опять закрыл глаза и с выражением полнейшей безучастности задремал.
  Со сцены зазвучала песня.
  Тут Яншин опять «проснулся», прервал исполнителя и сам напел несколько фраз.
  — Не лучше ли так? — спросил он. — Попробуйте.
  Актёр начал песню заново.
  Яншин, откинувшись на спинку кресла и закрыв глаза, еле заметно кивал головой. В ритм песне.
  Так ещё и ещё раз чередовались «засыпания» и «пробуждения», пока актёр не добился нужного.
  — Теперь вы поняли, — подмигнула мне Лида, — что Яншин и спит и видит?!
  После репетиции мы с Лидой зашли в артистическую. Актёры влюбленно говорили о своём главном режиссере и, между прочим, о том, что Михаил Михайлович придаёт чрезвычайное значение речевому звучанию спектакля.
  Жест, движение, мимика могут обмануть зрителя, отвлечь его от неверно произнесенного слова, неточной интонации.
  Вот почему Яншин, ведя репетицию, иногда закрывает глаза, проверяя работу актёров «на слух».

?

Log in

No account? Create an account